Некто (asnecto) wrote in nashe_nasledie,
Некто
asnecto
nashe_nasledie

Categories:

За что можно сказать спасибо РПЦ. Часть 2 - ПАЛЕХ

Оригинал взят у asnecto в За что можно сказать спасибо РПЦ. Часть 2 - ПАЛЕХ
(Часть первая здесь).

Знаете ли вы, что палехская миниатюра, как и хохломская роспись, - эхо византийской и русской иконописи?
 И что за этот чудо-бренд русской и советской культуры мы тоже можем сказать спасибо Православной церкви?

А начиналось все так.В писцовой книге 1645 года значится, что в Палехе была "церковь святого Пророка Илии деревяна клетушка, да два погоста церковных Илии Пророка, и церковь Воздвижения честного креста, а в церкви образа, и свечи, и книги, и ризы, и колокола". Различные документы XVII века свидетельствуют о развитом иконописном промысле в Палехе. По записям в старых родовых книгах видно, что многие палехские роды потомственных иконописцев (Кориных, Зубковых) восходят к XVII веку.

Стиль палехского письма - результат влияния московской, новгородской, ярославской иконописных школ, перенесшие на миниатюру иконописные каноны композиции, цветовой гаммы, а также разделение труда, получившее начало ещё в эпоху Древней Руси, когда рисунок на икону наносил знаменщик, одежды и палаты писал доличник, а лица - личник. Техника же (как, например, в случае с Хохломой) гораздо сложнее и трудоемка и не связана с иконописной традицией.

Основа лаковых миниатюр - папье-маше, которое изготавливается из картона или плотной бумаги.
Мы в школьные годы тоже очень увлекались такими поделками. Для этого нарезаются полосы (мы рвали кусочки газет), которые намазываются мучным клейстером и наклеиваются одна поверх другой на болванку. Заготовки высушивают, после чего пропитывают льняным маслом и подвергают термической обработке, грунтуют и шлифуют. Потом наносят два-три слоя чёрного лака, а на внутреннюю сторону несколько слоёв масляного лака с киноварью (минерал красного цвета, состоящий преимущественно из ртути и серы). Поверх наносилось ещё несколько слоев светлого лака. И лишь после этого приступали к росписи. Краски также изготавливались вручную - растирались различные минералы, вода, уксус и яичные желтки. После росписи миниатюра ещё семь-восемь раз покрывается лаком и полируется.

Именно особым образом обработанное папье-маше – «ноу-хау» Палеха. А тысячи «палехских шкатулок» для иностранцев, продающихся на арбатах всех городов – простая стилизация (копирование) росписи – не более… Хотя и составляют предмет гордости их владельцев – еще бы – «настоящий» Палех!

Палехское ремесло было широко известно и популярно уже во второй половине ХIX в. Однако появление к началу XX века дешёвой печатной иконы машинного изготовления привело упадку иконописного искусства – Хохломская и Буторинская иконописные мастерские самоликвидировались (ужасно себе представить, но это случилось ДО эпохи исторического материализма).

В 1923 году по инициативе А.В. Бакушинского в Палехе было выполнено несколько проб росписи по дереву с использованием иконописных традиций – это был первый прообраз фирменной палехской лаковой миниатюры.

А в 1924 году была организована Артель древней живописи. И уже 1925 год был отмечен для Палеха большим успехом на Международной выставке в Париже. В 1929 году жыдобольшевиками СНК СССР артели были выделены крупные средства на подготовку кадров, а к 1932 году она имела в своём составе уже более 100 мастеров.

А какую поэтичность Палехские мастера придали русской сказке! Выпускались целые наборы открыток с русскими сказками – у меня сохранилось три таких комплекта: «Царевна-лягушка», «Малахитовая шкатулка» и «Василиса Прекрасная», которые сейчас по наследству «читает» киндер.

Пожалуй, наиболее тонкая и поэтичная работа – «Василиса Прекрасная» потомственного палехского мастера А.М. Куркина:


























Удивительно, но нынешний «возврат к духовным традициям» и традиционной для Палеха иконописи губительно сказался на том, что мы привыкли считать палехским искусством. Современные палехские росписи храмов выглядят на редкость топорно, безлико и убого. Сравните с любой из детских иллюстраций и убедитесь в том, как губит истинную Поэзию и истинного Мастера псевдодуховность:







Аминь.




Tags: Палех, детство, живопись, иконы, иллюстрации, книги, религия, русская цивилизация, сказка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment