НАШЕ НАСЛЕДИЕ (nashenasledie) wrote in nashe_nasledie,
НАШЕ НАСЛЕДИЕ
nashenasledie
nashe_nasledie

Categories:

Теперь СКРЯБИН им помешал

Александр Николаевич Скрябин





ПРИШЛО ПИСЬМО. ПУБЛИКУЮ БЕЗ КУПЮР и БЕЗ КАТА.


В защиту Музея А.Н.Скрябина


Российские чиновники сегодня меняют свои корыстные интересы: бросают бизнес и начинают интересоваться культурными объектами. Последнее время показало, что даже полукриминальный бизнес требует некоторое количество мозгов. А мозги в свете новой кадровой политики (умных и образованных небрать!) – главный дефицит нынешней власти.
И немало представителей власти в нынешние кризисные времена сильно погорели на своем бизнесе. А для курирования культурных объектов – по мнению чиновников – не надо ни ума, ни образования. Да и извлекать прибыль из культурных объектов при нашем полукриминальном законодательстве куда проще, чем из производства. В последние месяцы мы стали свидетелями многочисленных скандальных попыток коммерциализации ряда учреждений культуры.
Очередная такая попытка касается Мемориального музея АН.Скрябина на Арбате в Москве.
Чтобы понять суть проблемы, необходим небольшой исторический экскурс.
Напомню, что Александр Николаевич Скрябин — гениальный русский композитор-реформатор и пианист рубежа 19-20 веков, один из немногих великих деятелей русской и мировой музыкальной культуры, интерес к которым со временем не падает, а растет. Тем не менее, четверть века назад Музей стоял на пороге краха. Здание находилось в аварийном состоянии, а крыша здания почти полностью разрушилась. Фонды находились в заброшенном виде, без охраны, без описи, без маркировки ящиков, в которых было свалено все подряд, мебель попорчена водой из протекающей крыши. Бесценные свидетельства жизни и творчества композитора были на грани исчезновения.
Однако в 1984 году Директором Музея была назначена Тамара Викторовна Рыбакова. Восстановление Музея стало делом ее жизни. Здание и фонды были приведены в нормальное состояние. В Музее появились музыковеды, специалисты, много сделавшие для пропаганды творчества АН.Скрябина. О Музее заговорили, он вырос в культурное учреждение мирового уровня. Особенно это проявилось в последние годы, когда мировую известность и популярность получили три главных направления научных начинаний Музея:
  • учреждение Музеем конкурсов юных исполнителей Скрябина на звание лауреата Скрябинской стипендии;
  • конкурс молодых композиторов и музыковедов имени А.Н.Скрябина, аналогов которому в мире нет;
  • широкая популяризация музыки А.Н.Скрябина, русской классической музыки
  • вообще, юных талантов не только в России, но и во всем мире.
Т.В.Рыбакова возродила в Музее «Общество друзей Музея АН.Скрябина». Она обратилась к потомкам русских эмигрантов, живущих за рубежом, и те с радостью дарили Музею редкие книги, многие вещи, принадлежавшие композитору. Объемные зарубежные связи Музея способствуют не только популяризации Музея, но и подтверждают репутацию Москвы как культурной столицы мира, бережно сохраняющей культурное наследие.
За многочисленные инновационные программы Музей награжден международными
призами в категориях «золото», «платина», «бриллиант» в Париже, Женеве, Франкфурте-на-Майне.

Т.В.Рыбакова является членом Союза писателей России, членом Международной Ассоциации писателей и публицистов. Академик Русской академии наук и искусств, член-корреспондент РАЕН. Почетный профессор Русской Академии Искусствоведения и Музыкального исполнительства. Она автор публикаций по русской культуре Серебряного века, по тематике Музея и творчеству А.Н.Скрябина. Среди них написанные замечательным языком книги «Из сих волшебных мест. А.Н.Скрябин в Германии», «Запомните это имя!», «А.Н.Скрябин во Франции», «Марина Цветаева и Дом А.Н.Скрябина», «Поэма вдохновенной страсти», «Дом, где собираются сердца», «Этот звенящий эльф».

«Трудно перечислить всех рыцарей скрябинистов - писали в газете «Русская мысль» (Париж) - среди различных организаций и учреждений, сегодня несущих знамя идей Скрябина, важное место занимает Государственный Мемориальный музей композитора, руководимый Тамарой Викторовной Рыбаковой. За последние годы музей превратился в научный центр, ведущий активную исследовательскую и популяризаторскую работу».


Т.В.Рыбакова удостоена звания «Выдающаяся женщина ХХI века» (США, Международный биографический центр). Отмечена знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре». Награждена орденом «Рыцарский крест» за заслуги перед Литовской республикой. Имеет титул «Женщина года» (2004, 2005гг.). Награждена медалью лауреата «Кто есть кто: Русское издание» (2005г.) и медалью Екатерины Дашковой (РАЕН, 2007г.). Обладатель гранта Префекта Центрального административного округа Москвы(2009г.).

Но в последние годы к расположенному в элитном уголке Москвы Музею со стороны коммерсантов от культуры начал проявляться нездоровый интерес. Проводником линии на коммерциализацию и разрушение музея стал начальник отдела музейно-выставочной работы Департамента Культуры Москвы Горянов Антон Валентинович.

Он, в частности, предложил сдать в аренду территорию музея для устройства открытого заведения типа кафе, сдать в аренду концертно-выставочный зал Музея.


Фактически это предложение Горянова означает:

1) подвергнуть опасности мемориальную квартиру композитора, расположенную непосредственно над
концертным залом;
2) прекращение музыкальной жизни в музыкальном музее;
3) закрытие кабинета со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой,
в котором записи 1940-60-х годов спасают сотрудники музея и переводят на
современные носители;
4) за концертным залом находятся рабочие места сотрудников, в т.ч. бухгалтерия, инженерная служба, отдел научной пропаганды и отдел внешних связей.


В ответ на протест сотрудников Музея столь варварским предложениям Горянов
начал преследование сотрудников, угрожал, кричал, оскорблял, препятствовал законным отпускам. Начались и странные подкопы (в прямом смысле этого слова) под территорию Музея – то ли с целью рейдерского захвата, то ли с целью прямого разрушения зданий музея.


Не очень понятно вообще, как столь некультурный и необразованный человек, как Горянов, мог стать руководителем в области культуры. Воинствующий цинизм и непрофессионализм – в его высказываниях и поступках: «Мы памятники предателям Родины ставить не будем» - это об С.В.Рахманинове, на средства которого построена была целая эскадрилья для борьбы с фашизмом в
годы Великой Отечественной войны, который все средства передавал в Красный крест для Советской армии! На вопрос: «будет ли памятник А.Н.Скрябину в Москве?» он небрежно бросил: «Он такой же, хотел уехать. И вообще, не будем делать из Москвы колумбарий».



Горянов искренне не видит разницы между музеем гармошки и мемориальным музеем. А разница есть: мемориальные музеи существуют в тех местах, где жили, творили, создавали духовные ценности гиганты мировой культуры (Л.Толстой, А.Пушкин, А.Скрябин, П.Чайковский, С.Королев и другие). А собрание любых музыкальных инструментов, в том числе гармошек, можно
открыть в любом городе, районе, на любой улице, наконец.


Однажды Горянов вдруг публично объявил: «Я давно знаком со Скрябиным». В зале мертвая тишина (композитор скончался в 1915г.). Не смутившись, оратор продолжил: «Я 7 лет работал на улице Скрябина в усадьбе «Кузьминки»». Иззала, желая смягчить неловкое положение чиновника, в которое он себя поставил, подсказывают: «тот Скрябин – академик-ветеринар, паразитолог».
Ответ Горянова обескуражил: «Какая разница – фамилия та же». Как говорил таких случаях один из градоначальников Салтыкова-Щедрина: «Понимать – не понимаю, а отвечать могу».


Кощунственно звучат предложения Горянова сдать, не реставрируя, под офис памятник истории и культуры – строение №2 музея А.Н.Скрябина, либо устроить платную парковку на музейной территории, либо открыть пивной бар,наконец, сдать в аренду концертно-выставочный зал музея, лишив музыкальный музей его смысла, его души – музыки.


Со строением №2, находящимся в аварийном состоянии, связаны все надежды музея – создание благоприятных условий для сохранения уникального музейного фонда (в настоящее время фондохранилище музея занимает одну комнату, где находятся все предметы, требующие разного температурно-влажностного и светового режима), концертный зал (он же выставочный зал музея) рассчитан всего на 50 (!) посадочных мест.


Существующее помещение мемориальной квартиры композитора (в строении №1) уже давно с трудом вмещает разрастающиеся фонды. В связи с этим Постановлением Правительства Москвы музею было передано второе помещение: строение 2 по Большому Николопесковскому переулку дом 11 в целях расширения и создания благоприятных условий для деятельности Музея. Второе строение музея является частью единой исторически сложившейся московской городской усадьбы XIX – начала XX века. В уже подготовленном музеем проекте заложены 110 кв. м для фондохранилища, концертный зал на 150 посадочных мест, реставрационные мастерские с оборудованной вытяжкой и т.д.

Вместо помощи музею в освоении 2-го здания для хранения музейных коллекций, то есть выполнения своих прямых обязанностей, Горянов пытается лишить музей А.Н.Скрябина достойного существования, при этом отчитывает завхоза музея: «почему она не ремонтировала здание?».
Ее робкое «Не было финансирования» прервал: «а при чем тут финансирование?» (комментарии излишни).

Однако не стоит связывать проблемы Музея Скрябина с одним человеком. Он - продукт реформы, начатой в 2005 году и издевательски названной «национальными проектами».

Эти «проекты» свелись к десятикратному росту доходов чиновников относительно специалистов и к столь же заметному падению их профессиональных качеств. Остался единственный принцип отбора кадров – преданность вышестоящему начальству, который откровенно криминогенен. Наверняка у начальника отдела музейно-выставочной работы есть вдохновители, которых тоже надо найти и нейтрализовать их деструктивную деятельность. Впрочем, среди чиновников в сфере культуры есть немало адекватных людей. Надеюсь, что они смогут навести порядок в проблемах Музея Скрябина, обеспечив его развитие, а не разрушение.


Никеров Виктор Алексеевич
Президент Русской академии наук и искусств, профессор,
член Международной Ассоциации писателей и публицистов

 

Tags: Скрябин, коррупция/воровство/казнокрадство, музей, стыд и срам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment